Откуда взялся Коктебель?

                                                 Что значит Коктебель и откуда он взялся?

   Моя  земля  хранит  покой
   как лик иконы измождённый,
   здесь каждый след сожжён тоской,
   здесь каждый холм, - порыв стеснённый.
                                                М.А. Волошин



 Это было в XIII веке, во времена Чингиз-Хана и его преемника Батыя. Когда, так называемые, «монголо-татарские» орды завоевали огромные территории в Евразии, образовав обширное государство «Золотая Орда». Сразу же в нём чётко выделились три ханства (или улуса), - это Крымское, Астраханское и Казанское. Крымский улус был лидирующим по вполне понятным причинам и они хорошо известны, эти причины.
 Полукочевые ордынцы в то время представляли собой невероятное смешение самых разных народов, этнических и племенных групп, которыми так богаты обширные земли в тайге и евразийских степях. Это был своеобразный «советский союз» (дорогой читатель, прими это как образное литературное выражение), - огромный кипящий котёл индоевропейских народов, спаянных в одно государство железной дисциплиной своего войска и единым военно-политическим руководством, крепко сдобренным наследственной властью своих древних родов, с хорошо сохранившейся тотэмной культурой  почитания  священных  предков.


 В современном мире, на этих же самых землях, остатки таких военно-политических племенных структур, которые одновременно спаяны между собой ещё и кровными узами своих фамильных родов, прекрасно сохранились в виде очень древнего военно-крестьянского сословия с остатками вечевого народоправства в форме знаменитых на весь мир Казачьих Кругов, на которых выбирают атаманов, хорунжих и есаулов, сотников и «тысяцьких».  Но это уже совсем другая «песня», а нас сейчас интересует Коктебель, который в те времена был вот таким:






 Среди этой Орды были так называемые кабаргинцы, - группа близких по происхождению племён, находившихся тогда на стадии родовых отношений. Своё происхождение они вели от обожествлённого ими, а потому священного животного по имени Кабарга. Это саблезубая коза, около метра в холке ростом, обитающая в средней тайге евразийского материка и на Дальнем Востоке, где произрастают жень-шень и лимонник. Сейчас она уже редка и занесена в «Красную Книгу» России.

 Тотэмная культура присуща каждому народу без исключения, даже если кто уже и не упоминает о ней. Потому и живут на белом свете «сыновья Большой Медведицы», «дети Солнца» и многие другие. А эти именовали себя «детьми Кабарги»:




Совершенно удивительное животное, уже теперь редкое, обитает в труднодоступных горных районах Восточной Сибири и Гималаев. Очень осторожное, не подпускает к себе никого на близкое расстояние (из-за этого кабарга крайне трудна для наблюдения и изучения). Любит каменные хаосы и отвесные обрывы скал, где прекрасно ориентируется и умудряется перемещаться с большой скоростью, что недоступно для других обитателей этих же мест. Умеет запутывать следы, очень хитра и умна.



  Коктебель как посёлок прижат к морю, а с противоположной стороны его окружает большая группа красивых чистых холмов: настоящие дико-степные земли никогда не знавшие плуга, где растёт восемь видов ковыля, давно занесённых в «Красные Книги» всех рангов. На географических картах эта местность устойчиво, от издания к изданию и на протяжении столетий, воспроизводится как «Татар-Хабурга». Чисто этимологически интерпретируется сие название не иначе как «холмы татар из рода Кабарги» или скажем так: «земли, принадлежащие татарам из рода Кабарги». Так оно и было до 1475 года. Именно кабаргинцы как завоеватели в «Золотой Орде», которых привели сюда Чингиз-Хан и Батый, получили эти земли в удел по жребию в те времена, пробыв здесь почти 250 лет.

 Но всё по порядку.  Многие люди, включая жителей Коктебеля, считают собственно слово «Коктебель» названием посёлка, то есть это просто населённый пункт, но это не совсем так. Пришедшие сюда обитатели средней тайги вдруг увидели огромное ярко-синее море, которое их заворожило своими размерами и красотой. Ничего подобного они до сих пор не видели. Над ним ещё более громадное голубое небо, такое же бездонное и яркое, значительное. Синие краски моря и голубые неба представляли собой в сознании «детей Кабарги» нечто единое и как-бы главное, посреди тех земель где они очутились. Синие и голубые краски, часто отражаясь от окружающих гор и холмов, делали их также как будто синими, голубыми, сине-зелёными.  Волей-неволей в сознании всадников-кочевников, завоевавших полмира, возникла ассоциация на их родном наречии: «кок-тэпэ-эли»:

 «Кок» - это сине-голубой, «тэпэ» - холмы, земля, а «эли», - соответствует в нашем русском языке слову окоём, т.е. обозримая взглядом округа, покуда око емлет. Так и получилось словосочетание Коктебель, оформившееся со временем в отдельное географическое название.
 Давайте очертим этот круг своим взглядом. Начнём с моря, а потом справа налево: огромный кусок морской глади, далее оконечность Большого Енишара, далеко врезающегося в море «прижком дикой козы» (Киик-Атлама) в районе бухты Провато («выступающая вперёд») с посёлком Орджоникидзе (бывшая Бубновка в царской России), Двуякорная бухта, тянущиеся на восемь километров холмы Тэпэ-Оба («холмы предков»), которые частично уже входят в западные окраины города Феодосия. Далее тянется семикилометровая дуга Узун-Сырта («хребтик длинный») своей громадной, сильно вытянутой подковой, которую иногда называют ещё горой лётчика Клементьева, потом северные окраины обширной Арматлукской долины до самой г. Козьей с озером Арматлук («грушевый сад») и долиной Ачув («солончак»). Дальше гора Отлу-Кая («гора с отверстиями» или «дырковатая») уже возле самой Щебетовки (бывш. Отузы), практически весь Кара-Даг и снова море. Окоём, таким образом, замкнулся в тот самый круг маленькой «страны синих холмов» или «края голубых вершин», то есть Коктебель. В общем это и есть та самая «коктебельская округа».


  

 Дон Кихот со своим верным оруженосцем Санчо Пансой в Арматлукской долине, на окраине гряды холмов «Татар-Хабурги»: 1957 г., съёмки художественного кинофильма «Дон Кихот» советской  студией  «Ленфильм».
  Тогда ещё эти места обзывали «Библейской долиной» из-за похожести с известными всему миру  библейскими  местами.


Учёный мир так до сих пор и не пришёл к единому мнению относительно происхождения названия Коктебель и его расшифровки. Здесь изложена только одна популярная версия, самая расхожая и романтичная. Её придумали поэты, брюнеты и эстеты, а также художники со своими музами (к ним присоединились бесчисленные экскурсоводы-краеведы, которые составляют большинство населения всех этих земель):


 И хотя здесь явно присутствуют давние, но очень чётко доказуемые отголоски совершенно реальных событий, на то они и учёные, чтобы вечно спорить, опровергать, предлагать другие версии. Изложить их все в настоящем маленьком очерке невозможно да и не нужно. Скажем только, что в языках тюркской группы такое слово-корень как тёбель (или тебель) чётко означает «звёздочка во лбу». Имеется ввиду ярко-пёстрый окрас шерсти в лобной части одомашненных ими животных: лошадей, коз и овцебыков (кабарга же обожествлена и неприкосновенна, как священная корова у индусов). Это очень обширная группа родственных племён, давно разошедшаяся по евразийскому миру. Об этом говорят названия поселений в самых разных местах: на севере Крыма было поселение чёрных тюбелов Кара-Тёбель (сейчас Дружба в Азовском р-не), в Казахстане жили белые тюбелы: Ак-Тёбель (сейчас Актюбинск), в Юго-Восточном Крыму кочевали синие тюбелы (возможно тогда были связаны с кабаргинцами и мало от них отличались) Кок-Тёбель (сейчас Коктебель). Были и красные тюбелы: названий посёлков и городов с приставкой кызыл полно в мире (к примеру, в том же Юго-Восточном Крыму есть знаменитое место Кызыл-Таш). Так что поэтическая романтика возникновения словосочетания «край голубых вершин» среди экскурсоводов-краеведов современного Коктебеля разбивается о кочевой быт средневековых народов, обитавших здесь длительное время:



 Надпись на дореволюционной открытке. Ошибки тут быть не может. Феодосию посещали члены императорской семьи во главе с «им самим». Они проезжали Кок-Тебель по дороге в Новый Свет, на завод шампанских вин. И вот такие открытки им дарились сопровождающими царедворцами. Присутствовали там также генералы свиты, «шрамами покрыты, пулями прошиты, только не убиты. Следом дуэлянты, флигель - адьютанты, блестели эполеты… . Все были таланты, все были красавцы, все были поэты». Никто не желал ударять в грязь лицом, все были грамотные и образованные, окружённые такими же дотошными и въедливыми критиками. Жизнь при дворе предполагает жесточайшую конкуренцию и постоянную работу над собой, чтобы не потерять место. Вот почему настоящему документу можно верить, - эта надпись подлинная.

 Но мы продолжаем наше временное и пространственное путешествие по этой дивной, маленькой, и такой притягательной стране, - Коктебель. В 1475 году Крым завоевали турки-сельджуки и османы. Настало время Отоманской Порты или Османской империи (почти на 300 лет !!!). Здесь его ещё называют «эпоха Роксоланы», из-за известных всему миру событий, также происходивших в этих краях. Турецкому султану так сильно понравилось место, что он его тут же объявил своим личным домэном, т.е. «жилплощадью» своего дома со всеми гаремами, прислугой и личной гвардией из турок-караманлы, а также янычар (вот откуда здесь появились названия: «Большой Янишар» и «Малый Янишар», хотя никаких документов, подтверждающих именно это, из обширного и подробного архива турецких султанов и их крымских вассалов никто никогда не видел, таких данных нет). Всех остальных, особенно бывших хозяев-кабаргинцев (или синих тебелов), приказано было прогнать. И вот пошли они теперь уже обратно на восток, знакомыми местами, на Кавказ, искать новой доли. А по пути сошлись с близкими им по духу и крови балкарцами. Теперь эта страна называется Кабардино-Балкария, оформленная в виде отдельной республики в составе Российской Федерации (столица Нальчик, - «лицо новое»). Состав населения многонациональный, но количественно преобладают кабардинцы, то есть потомки тех самых "детей Кабарги".
 А теперь, обратимся, друзья, к более давним временам (эпоха Аргонавтов и последующей затем Троянской войны), когда здесь процветал культ богини Кали. «Процветал» слишком просто сказано, - грозная чёрная богиня (Кали: имя собственное, а буквальный перевод «чёрная», происходит из потемневшего от гнева лица Дурги, - ведической ипостаси Девы) руководила здесь всем. Это богиня смерти и разрушения, всегда присутствует на полях сражений, где умирают раненые и у погребальных костров. Темнокожая и страшная, обвешанная жуткими украшениями в виде ожерельев из человеческих черепов, выводящая души умерших из могил в лунные ночи в сопровождении призраков гончих псов. Частично элементы именно этого глубоко древнейшего культа сохранились и у нас, - русских. Ведь мы же индоевропейцы. До настоящего времени устойчиво и неуничтожимо существуют сказки, где фигурирует Баба-Яга в своей избушке на курьих ножках и т.д. А чем ограждена она? Верно, частоколом из заострённых брёвен, на которые насажены высохшие отрубленные головы множества людей. Что это? И почему так?  Вопрос интересный …
  Обычай казнить преступников «усекновением главы» или просто в силу каких-то причин отрубать голову кому-то пришёл к нам из древнего времени. Существует до сих пор во многих странах и вовсе не собирается кануть в Лету. На эту тему существует множество чисто специфических полузакрытых научных работ. Чтобы возникло новое необходимо старое убрать для расчистки места. Это старое сопротивляется в лице своих представителей и их необходимо «обрубать». Для сотворения и укрепления СССР необходимо было уничтожить монархический строй царской России, всю династию расстрелять, а самому императору ритуально отрубить голову. Покорённые вожди племён обезглавливались победителями, их черепа выставлялись как трофеи-доказательства утверждения новой власти, нового строя, нового религиозного культа взамен старого, который никогда не сдавался добровольно, его «рубили». Это очень сложная философия, которая лучше других сегодня исповедуется индусами в Бенгалии и других частях Индии, где до сих пор почитают богиню Кали.

 Вот эти самые тавры (это аллоэтноним: так их назвали греки, самоназвание народа другое), которые считаются коренными жителями Крыма, а все остальные пришельцы, как раз были почитателями Кали. Это сильно напугало тех самых древних греков, которые поначалу и обозвали Чёрное море Негостеприимным. А саму богиню, как обычно это бывает у чужестранцев, обозвали чисто по-своему: Геката («далеко разящая»). Боялись её панически, потому что если кто вызывал её гнев своим поведением, то живым уже не оставался.

 До возникновения названия Коктебель оставалось ещё каких-то пару тысяч лет с небольшим, но место ведь было обжито прочно ещё тогда, а значит и название также уже было здесь укоренено.   Какое?
Возможно это самый интересный вопрос. Обратимся к Великому Поэту нашей Киммерии. 
 Этот самый Макс Александрович Кириенко-Волошин своей дотошной въедливостью добрался и сюда:

                                  Город в древности у подножья Кара-Дага с крепостными стенами и башнями. Сейчас, - плато Тепсень.

                        По картам здесь и город был, и порт.
                        Остатки мола видны под волнами.
                        Соседний холм насыщен черепками
                        Амфор и пифосов. Но город стёрт,

                        Как мел с доски, разливом диких орд.
                        И мысль, читая смытое веками,
                        Подсказывает ночь, тревогу, пламя
                        И рдяный блик в зрачках раскосых морд.

                        Зубец, над городищем вознесённый,
                        Народ зовёт «Иссыпанной короной»,
                        Как знак того, что сроки истекли,

                        Что судьб твоих до дна испита мера,
                        Отроковица эллинской земли
                        В венецианских бусах — Каллиера!

Он не учёный, а поэт. Но последующие изыскания археологов, историков-компаративистов и т.д. на Кара-Даге подтвердили, что название этого города было именно Калиера (с одним «л» или двумя это всё равно). Разберём настоящее название. Кали – это всё та же чёрная богиня, а ера (греческ. орос), - чисто скифо-киммерийский апеллатив со значением гора. Иногда эту приставку заменяют, в старых летописях, корнем терра или сокр. тра, что значит «земля». А по сути это сокращённое слово территория.  Получается ещё Калитра, то есть «земля богини Кали» или место, где её почитают.
 Свято место пусто не бывает, а эпохи меняются. Это понятно и неизбежно. На место одного народа со своей культурой и религией приходит другой и т.д. И всё на одном и том же месте, где накапливаются археологические культурные слои или скажем более весомо и чётко: обогащается эгрэгор, всё более насыщается людской энергетикой то самое намоленное место. Мифы народов говорят, что здесь покоятся души наших предков, а современная нейробионика и квантовая физика всё чаще применяют термин могильные биополя. Поэт же высказался лучше всех: «древняя земля молитв, могил и медитаций».

  Эти самые тавры, их кастовые элиты брахманов с частью народа, ушли отсюда прочь в далёкие края ещё в эпоху Аргонавтов. И унесли с собой свои святыни, то есть своих богов. А Боги-культы сами не ходят, их носят народы-почитатели. Поселяясь в других местах воспроизводятся неизменно всё те же культы в готовом виде. В восточной части п-ова Индостан давно существует крупный город-порт Калькутта. Название состоит из двух частей: Кали, она же, чёрная богиня и древн.-инд. «кутха», - укреплённый круг-частокол с головами, охраняющий эту самую богиню в том месте, где она живёт. Как раз в этом городе до сих пор прекрасно сохранился единственный в мире живой, не мифологический или археологический, а потому действующий, храм богини Кали (богато украшен).

 И вот мы удивляемся: а почему в таких разных и далёких друг от друга частях земного шара, у разных народов, издревле, устойчиво существуют одни и те же названия, совпадающие до буквы и не требующие никакого языкового перевода. К примеру, в Крыму существует знаменитая скала, на берегу моря, Дива. И в той же Индии полно таких названий. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы догадаться: тавры поклонялись таинственному женскому божеству, которое называли просто Дэва (или Дева). Греки не понимали их, но в этой самой Деве признали свою, которой поклонялись ещё в эпоху матриархата, а обозвали чисто по-своему: Артемида. У римлян она стала Дианой (Дана, Тана, - отсюда происходит современное имя Таня, Татьяна, популярное у восточных славян). Современное христианство называет её Богородицей (Мадонна у западных католиков), у народов Востока она ещё Кибелла, что в греческой ипостаси Деметра, - мать земли, мать урожая, мать хлеба (слово «хлеб» в греческом языке звучит как «Артос» и пишется уважительно с большой буквы (?)). 
 Это богиня «сто имён имеющая» (вкл. греч. интерпретацию «киммерис» или «киммериои», - вот откуда взялось название народа киммерийцы, считавшие её своей общей матерью). Очень чёткий отголосок единой религиозной культуры, слитно существовавшей на громадных пространствах Восточного Средиземноморья и Чёрного моря вместе с Каспийским. Эта культура распалась на отдельные конфессиональные и национальные «квартиры» после какого-то вавилонского грехопадения (или столпотворения). Вот почему «сто имён имеет», потому что уже бывший «един народ», теперь не един, а множественен и говорит на разных языках.
  Когда турки-османы поселились здесь на целых 300 лет («эпоха Роксоланы»), то придумыванием других названий сильно не заморачивались. А зачем? Просто перевели уже существующие имена по-своему, то есть по-турецки или по-татарски.  Калиера: «чёрная», по ихнему Кара (без разделения на муж. или жен. род, для них это едино), а гора, - это Даг. Вот и получился Кара-Даг, как мы его знаем.

 Название устойчиво существует до сих пор, это макротопоним, то есть один из основных в этих краях и вокруг него вечно бурлят всякие большие и малые страсти, включая государственные интриги-аферы большой политики. С разборками и умерщвлением людей, отправленных на тот свет разными способами (Кали своё дело знает!). Нам они в данной теме не интересны. Мы говорим о другом:
 Вот скажите, друзья, кто это вздумал в одном очень сильном месте Кара-Дага, на глубине 14 метров, вмуровать в основание «Золотых Ворот» статую Мадонны (Богородицы, Деметры, Персефоны … , да называйте как хотите, хоть Кали или Артемида-Тавро как у античных амазонок)??!  Можете убедиться сами: одевайте акваланг и бульк под арку «Золотых» на 14 м. Там правда очень сильное и своеобразное течение, выныривать потом приходиться совсем в другом месте и не там где арка, а ближе к берегу или дальше в море. Иначе можно не всплыть совсем. Помните, кто вызовет гнев богини каким-то своим не таким поведением, то живым уже не уйдёт.  Кто желает удостовериться в правдивости сиих слов лично, - милости просим (и, как говорится, со всеми вытекающими …).

 Но вернёмся в собственно Коктебель. Последняя четверть XVIII века. Просвещённая монархия: Екатерина II, светлейший князь Григорий Потёмкин, Александр Суворов, окончание русско-турецких войн, победоносных для России. По Кучук-Кайнарджийскому договору Крым вошёл в состав империи и оформился как главная составная часть обширной Таврической губернии (1783 г.). 
 И вот коктебельская округа стала быстро преображаться. Освобождённые из турецкого плена массы населения (кроме русских, греки, болгары, армяне и т.д.) получили возможность мирно трудиться на отвоёванных у неприятеля землях. В «краю голубых вершин» люди издревле прижимались к горам, прячась в ущельях. Так легче было отбиваться от кочевников, непрестанно рыскавших на своих неутомимых лошадях, по открытым пространствам и промышляя грабежом среди оседлых земледельцев.  Так вот, под рукой «матушки Екатерины» эти бесчинства прекратились. Хорошо высказался об этих событиях А.С. Грибоедов: «времена Очакова и покоренья Крыма». Славные времена (!) полные судьбоносными изменениями для многих. Пустующие и разорённые набегами сии земли полностью отдали болгарам, тем самым, которые сейчас называются крымские болгары:

 Вот тогда-то и построился здесь уже настоящий посёлок, как мы его знаем теперь, не прячущийся в горах со своей церквушкой (об этом мы поговорим отдельно), а раскинувшийся в обширной Коктебельской долине аж до самой Хабурги на севере и реки Янтык (где сейчас нудистский пляж) на востоке. Турецкое слово «янтык» как раз и означает граница. Имеется ввиду граница гор и степи.
 Поначалу было всего сто дворов, жили бедновато, но трудились хорошо. Главное, что без войны и всяких грабительских поборов с позорным уводом в плен. Посёлок быстро расцветал.  Прекрасно об этом рассказано одним местным жителем, возможно единственным из крымских болгар современного Коктебеля, говорящего на своём родном болгарском. Он филолог-индоевропеист, кандидат наук (А.К. Шапошников: «Старый добрый болгарский Коктебель», изд. «Амэна», Симферополь, 1999 г.).

 А собственно как это место стало знаменитым на весь мир в плане средоточия творческой интеллигенции, так это связано с одной необычной личностью.                                                   Эдуард  Андреевич  Юнге,  - 
выдающийся учёный, врач-офтальмолог и общественный государственный деятель (как тайный советник императора Николая II имел право посещать его в неурочное время без предварительного доклада). Бывая в Феодосии по делам, часто совершал конные прогулки по малолюдному тогда Коктебелю, как показано на этой старинной гравюре. И вот таким образом у него родилась мысль скупить дёшево эти непривлекательные тогда земли, чтобы как-то окультурить их, приобщить к современной столичной цивилизации. Затея удалась, но не сразу. Для освоения настоящей большой латифундии никаких денег у него бы не хватило, но он стал распродавать маленькие участки всем желающим в Москве и Петербурге. Движимые частным интересом, новые богатые насельники Коктебеля стали возводить красивые дачи. Некоторые из них быстро превратились в модные салоны по типу столичных, где проводились интересные вечера и приёмы. Судите сами, друзья: под горой Верблюд построил себе дачу В.В. Вересаев, прославившийся своей книгой «Записки врача». Недалеко от него поселилась г-жа Дейша-Сионицкая, - выдающаяся оперная певица столичного театра, в гости к ней регулярно приезжал также выдающийся тогда оперный тенор г-н Касторский. Обосновалась здесь ещё издатель детского журнала «Тропинка» госпожа Манасеина (помните в СССР невероятной популярностью пользовался многократно переиздававшийся книжный альманах «Малютка», так вот в тогдашней царской России было нечто подобное). Заметьте (!), - всё это стало происходить ещё до того как здесь ярко «взошла звезда» великого Максимилиана Волошина с его домом. Музыканты и издатели, знаменитые художники и поэты, просто выдающиеся интересные люди валом повалили в Коктебель. Это стало модным, подобная «модность» сия устойчиво сохраняется и поныне.

           
                                                         
                                                                       
                     






Екатерина Фёдоровна Юнге (урождённая графиня Толстая). 
 Рисунок Максимилиана Александровича Волошина

 Вот тогда-то и потянулись сюда столичные знаменитости, на чистую природу к берегу моря. Елена Оттобальдовна Волошина (мать будущего Великого Поэта, чей Дом-Музей сейчас в Коктебеле является центром музейной, культурной и даже политической жизни) также приобрела здесь участок, поселилась навсегда, переехав из Киева. А сам господин Юнге (его жена: урождённая графиня Толстая, - Екатерина Фёдоровна), со своей многочисленной семьёй основал здесь целое поместье с обширным хозяйством. Современный знаменитый и богатый винсовхоз-завод «Коктебель» исторический наследник всех его угодий:
                           Строительство главного дома помещика Юнге, фото «100-летней давности».

 Потомки семейства Юнге живут сейчас в Европе, у них другие фамилии, но своих знаменитых предков они никоим образом не забывают. Регулярно наезжают в современный Коктебель, внося значительный вклад в его культурную жизнь, издают книги о Коктебеле того периода, опираясь на свой богатый семейный архив и даже снимают кинофильмы. Их приезд в Феодосию, Коктебель, - это всегда заметное событие не только здесь, но и в Москве, Петербурге, где они также презентуют книги и фильмы (https://www.youtube.com/watch?v=dJnzznLJXys&feature=youtu.be).


 Современный вид «Дома Юнге», сейчас это территория воинской части, то есть как объект недвижимости принадлежит Министерству Обороны России. В перечень объектов культурно-исторического наследия этот дом всё же вошёл, но власти не отдают его в инфраструктуру  «Историко-культурного мемориального музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина», что логично, естественно и целесообразно. Но это отдельная тема и мы её обязательно здесь коснёмся.






 Помните, друзья, знаменитый советский кинофильм по произведению Александра Грина «Алые паруса» (1961 г.). Когда маленький Грэй, будущий капитан «Секрета», прятался от своей няни-дуэньи в многочисленных закоулках обширного замка и на чердаке, ругался со своим отцом, а потом и вовсе сбежал из дома. Так вот: это было здесь, всё прекрасно сохранилось в неизменном виде, как в сказке. Мы постарались всю эту интереснейшую жизнь тогдашнего Коктебеля (увы, уже давно «унесённую ветром») хоть как-то отразить на страницах нашей совместной книги:
 А как это у нас получилось судить читателю, книга уже выдержала два издания в 2003 и 2008 г.г.
  
                                                             
   P.S.   Из Обращения общественных организаций и жителей Коктебеля к властям в 2016 году:
  Таким образом, борьба за сохранение объектов культурного наследия продолжается (для последующей музеефикации оных). Кое-что отвоевали у чиновничье-коррумпированного аппарата, цепко держащего эти земельные участки в своих алчных когтистых лапах. Превосходно известно их «кредо», так красочно выраженное гением Радищева: «Чудище – оно обло, озорно, стозевно и лайяй». Это самое «лайяй» уже давно известно всему миру. Городской округ Феодосия и поныне упорно, устойчиво сохраняет имидж самого коррумпированного, криминогенного региона современной Республики Крым. Прежде всего потому, что сами служители закона в мундирах и со звёздами на погонах, являются «организаторами, вдохновителями и исполнителями всех этих криминальных побед». К примеру, феодосийский прокурор (Простокеша) «тожественно» объявил, мол, что не доделали гитлеровцы с вашей «Биостанцией» в 41-ом, доделаем мы и никого из вас (т.е. жителей) там не останется (?). Слова сии подкрепляются конкретными физическими действиями регулярно и неукоснительно. А судьи в ответ на наши иски «не видят, не слышат и не берут дела в производство».
  Но не будем о грустном. Друг и коллега доктора медицины Т.И. Вяземского (основателя Карадагской научной станции) по бальнеологическому обществу тогдашней России, также доктор медицины и врач-бальнеолог, Н. Смирнов говорил на одном из заседаний их Общества: «Мы часто испытываем на себе давление грубой силы, стремящейся нас сломать. Но истинная сила не в силе, а в правде, а потому действие такой силы преходяще, а следующий правде всегда победит».
                 
                          Так стоит ли сомневаться в будущем?  Ответ ясен.






















   298188, Крым, ГО Феодосия, пос. Курортное, ул. Науки, 35/2   
      Дидуленко  Александр  Иванович 
    тел. +7 978 879 08 62,  didulenko@mail.ru
                                                             
На  английском  языке         -        https://altair-feo.blogspot.com/p/blog-page_13.html



4 комментария:

  1. Статья в виде очерка вышла в журнале "Берега" (всероссийский литературно-художественный журнал Союза писателей России), - №3(33)2019 г. на стр. 131

    ОтветитьУдалить
  2. Уже сделан перевод этого очерка на английский язык для англоязычного читателя, по их же просьбе. Опубликовано на сайте туристической фирмы "Альтаир" (Феодосия), на стр. "Что такое Коктебель и откуда он взялся?"

    ОтветитьУдалить
  3. А откуда информация про название Коктебель про Кабаргинцев?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наберите в любом поисковике Сети (хоть в Яндексе или Гугле) труды ИРЯ (института русского языка имени В.В. Виноградова), - особенно работы академика Трубачова О.Н. и его ученика Шапошникова А.К. (кстати коренного жителя Коктебеля, который сейчас работает в Москве). Эти работы многочисленны и общедоступны. Если нужны какие-то уточнения, -то пишите мне лично вот сюда: didulenko@mail.ru , с уважением, Александр Д.

      Удалить